Неформальный архив Самары времен развитого социализма

Коллекция артефактов культурной жизни Самары (Куйбышева) конца двадцатого века в контексте времени


Previous Entry Share Next Entry
Самиздат
easyrawer wrote in samaraoldschool

Самиздат в провинции


Фрагмент передачи "Радио Свобода" 01-09-03
Сергей Хазов, Самара: Самиздат пришел в Куйбышев вслед за Москвой и Ленинградом. Пик интереса к самиздатовской литературе пришелся на середину 70-х годов прошлого века. Студенты гуманитарных вузов полуподпольно выпускали журнал "Самара". Всего вышло в свет 40 номеров журнала.
Вспоминает поэт Михаил Авдеев.
Михаил Авдеев: Я был сотрудником у Анатолия Александровича Черкасова. Он сейчас живет в Америке. Толя Черкасов издавал журнал "Самара".
Я брал интервью у ветеранов деникинского движения. Я любил Окуджаву, любил старую интеллигенцию. Александр Аркадьевич Галич - я плакал, когда Александр Аркадьевич вот эти вещи рассказывал свои:

"Их имён с эстрад не рассиропили,
В супер их не тискают облаточно.
"Эрика" берёт четыре копии,
Вот и всё. А этого достаточно."
 (Александр Галич)

Сергей Хазов: Говорит политолог Валерий Павлюкевич.
Валерий Павлюкевич: Журнал "Самара" печатали вообще за пределами Куйбышева, в частности - в Литовской ССР тогда. Возить старались конспиративно, не светиться. Просто перевозили в саквояже. Это была по тем временам антисоветская литература - и соответственные санкции. То есть такой человек, он уже был бы на крючке у компетентных органов. Нужно было иметь к этому интерес, и нужно было рисковать.
В Самаре в 60-70-е годы очень распространенным видом "магнитофонного самиздата" были записи Владимира Семеновича Высоцкого. Судьба этих записей достаточно драматична, поскольку после первых приездов Владимира Семеновича записи его выступлений - во Дворце Спорта, в частности, - были изъяты сотрудниками КГБ.
Сергей Хазов: Где чаще всего собирались любители самиздата?
Валерий Павлюкевич: Такое место было в Самаре - так называемый Пушкинский скверик за Драмтеатром, или в простонародии - "Пушок". Кто-то говорил так мягко - "Пушок". А кто-то говорил - "Пушка". Вот там собирались вот именно такие студенты-диссиденты.
Сергей Хазов: Александр Барышев в 80-е годы работал корреспондентом на куйбышевском телевидении, когда коллеги-журналисты предложили ему прочесть изданный самиздатовским способом роман Булгакова "Собачье сердце".
Александр Барышев: Мне принесли, и, я помню, я хохотал дико, конечно. Мне, конечно, стало немножко грустно и обидно оттого, что такая литература, что такое произведение и такая книга, она всего лишь может циркулировать вот только в таком, неформальном виде. Меня просто зло взяло, думаю: да что же это за жизнь такая, что это за страна такая, что это за дела вообще такие, что нормальные смешные вещи - а можно смеяться только себе там в кулак.
Сергей Хазов: Увлечение самиздатом не получило широкого распространения среди городской интеллигенции. И дело вовсе не в том, что в советское время Куйбышев был закрытым городом, считает профессор Самарского университета Евгений Молевич.
Евгений Молевич: Степень закрытости очень относительная. За вычетом того, что сюда нельзя было приглашать иностранцев, все остальное же было абсолютно открыто. За вычетом какой-то узкой группы людей практически никто закрытости города не ощущал.
Совершенно разные уровни культуры. Другой состав населения, другая интеллигенция. Главный лозунг нормального самарчанина (куйбышевца) был: "Лодка, водка и молодка".
Сергей Хазов: "Чтение самиздата было опасным увлечением", - вспоминает Евгений Молевич.
Евгений Молевич: Вот обнаружение Фрейда, допустим. Фрейд не Шаламов - не сидел. Но поскольку считался литературой подпольной - снимали с работы, исключали из аспирантуры.
Сергей Хазов: Существует ли самиздат в современной Самаре?
Александр Барышев: Глядя из сегодняшнего дня и вспоминая тот самиздат, который был "чистейшей прелести чистейший образец", когда, действительно, слово, которое нигде в другом месте нельзя было прочитать, можно было только в самиздате прочитать...

Телевизионный фильм о самарском самиздате.
Родом из Куйбышева 01.03.2011
Губерния Самарское губернское телевидение


Из истории самарского самиздата времен перестройки

  • 1
упомянутый черкасовский журнал "Самара" объединился с альманахом "Кредо" Андрея и Ирины Демидовых.

поэтому, начиная с пятого номера "Кредо" все дальнейшие выпуски шли под двойным названием "Кредо - Самара".

кстати, как раз с этого номера я начал, если использовать терминологию Миши Авдеева, "сотрудничать" с этим альманахом :)

вплоть до восьмого (кажется, последнего) выпуска.
за исключением седьмого, о котором как-нибудь потом.

потом Черкасов эмигрировал. то ли в США, то ли в Канаду.
заезжал в Самару в гости. умер недавно.

у меня есть номера "Кредо" (3 и 4) и "Кредо-Самары" (с пятого по восьмой).

если это и самиздат, то уже весьма специфический.
во-первых, его печатали, - как правильно говорит Павлюкевич, в Прибалтике, - тиражами в несколько сотен экземпляров.

во-вторых, он уже был полуразрешён. никто из авторов и редакторов не шифровался, если и пользовались псевдонимами, то лишь для того, чтобы под статьями не мелькали одни и те же фамилии.
Черкасов с Демидовыми и тем же Мишей Авдеевым вели этим "самиздатом" бойкую торговлю на всяческих митингах.

а митинги тогда были в диковинку, собиралось на них народу даже не на порядок, а на два-три порядка больше, чем сейчас.

  • 1
?

Log in